7 мая 2015 г.

Бесстрашные штурманы неба

Воздушный бой, мгновенья, бесконечность.
Вираж, бросок и тет-а-тет с судьбой.
Вас уносило небо чаще в вечность,
Где нет могил в пустыне голубой.
Без показной и пафосной бравады,
Вы просто выполняли долг святой.
И не было дороже вам награды,
Чем гнать врага с земли своей родной.
Погибшим — память со скупой слезою,
Да в небе, как стрела, от дыма след.
Взлетали ввысь и падали герои,
Войною опалённых, страшных лет.
Иван Кожедуб
Иван КожедубОн - самый результативный советский летчик-истребитель, на его счету 62 сбитых самолета. Начало карьеры прославленного летчика складывалась неудачно, в первом же бою его самолет был серьезно поврежден вражеским «Мессершмиттом», а при возвращении на базу его еще по ошибке обстреляли русские зенитчики. Самолет восстановлению не подлежал, и незадачливого новичка даже хотели перепрофилировать, но командир полка за него заступился.

Лишь во время своего 40-го боевого вылета на Курской дуге Кожедуб сбил свой первый «Юнкерс».  Он решает вести воздушный бой  по-новому, на малой высоте бреющего полета. Как только фашистские самолеты появлялись из-под облаков, Кожедуб внезапно показывался снизу и наносил по ним стремительный удар. В феврале 1944 года Кожедубу присвоили звание Героя Советского Союза. Ему было двадцать три года.
Шли фронтовые будни: новые боевые вылеты, новые сбитые самолеты. Лишь за одну неделю пилоту удалось сбить восемь вражеских машин. Всего на его счету было уже сорок пять сбитых самолетов врага. В августе 1944 года грудь Кожедуба украсила вторая Золотая Звезда Героя.
Мастерство настоящего аса ярко проявилось в знаменитом бою шестерки «Лавочкиных», возглавляемых Кожедубом, против тридцати «Фокке-Вульфов-190» в конце войны. Этот бой наблюдал командующий армией, который сказал: «По мастерству, красоте и спаянности этот бой является триумфом советской авиации. Поражен отвагой и мастерством наших летчиков».
  В апреле 1945 года в бою над Берлином Кожедуб сбил свой последний, шестьдесят второй вражеский самолет. После Победы он был награжден третьей Золотой Звездой Героя Советского Союза. У каждого лётчика-аса свой почерк в небе. Был он и у Ивана Кожедуба. Летчик умел точно и быстро взвесить обстановку, мгновенно найти единственно верный выход. Машиной он владел виртуозно, мог управлять ею даже с закрытыми глазами. Кожедуб всегда стремился отыскать противника первым, но при этом не подставиться самому. Ведь в 120 воздушных схватках он ни разу не был сбит!
Александр Покрышкин
Александр ПокрышкинАлександр Покрышкин – первый трижды Герой Советского Союза! Выступая в Конгрессе, президент США Франклин Рузвельт назвал Покрышкина лучшим воздушным асом Второй Мировой войны. И дело не только в его боевой результативности. Покрышкин разработал совершенно новую для того времени тактику воздушного боя.
С первых же дней войны он на личном опыте ощутил значительное отставание нашей авиации и начал поиск новых приёмов, новой тактики. Так появилась тетрадь "Тактика истребителя в бою", в которую лётчик заносил заметки, схемы, графики. Он разработал прием воздушного боя, названный  «кубанской этажеркой». В бою уходившие от первой ступени немецкие самолеты попадали под удар второй, а затем и третьей ступени. Другими его излюбленными приемами были «соколиный удар» и «скоростные «качели». Все тактические придумки Покрышкин сразу же опробовал в бою. Но вместо поздравлений за сбитые самолёты он получал выговоры от командования за неуставное ведение боя. В 1942 году Покрышкина отстранили от должности "за нарушение инструкций и наставлений в бою", исключили из партии и начали готовить материалы для военного трибунала. Покрышкина спасло только вмешательство вышестоящего летного начальника. 
Вскоре аса увидел в деле командарм Вершинин. На его глазах Покрышкин сбил 4 немецких самолёта! Командарм лично вручил лётчику орден Красного Знамени и вскоре представил к званию Героя Советского Союза, а через несколько месяцев Покрышкин стал дважды Героем.
 Когда число сбитых им самолётов перевалило за 50, ему была вручена третья Золотая Звезда Героя. Всего на личном счету легендарного летчика 59 немецких самолетов (официально). На самом деле Покрышкин сбил гораздо больше самолетов, т.к. часто он «отдавал» свои сбитые самолеты молодым летчикам, чтобы поощрить их. Он говорил, что не важно, сколько он сам уничтожил самолетов, куда важнее то, что всей дивизией они сбили 1147 вражеских машин.
Виктор Талалихин
Виктор ТалалихинВ ночь на 7 августа 1941 года Талалихин совершил свой знаменитый таран в небе Москвы. На подступах к столице была замечена эскадрилья вражеских бомбардировщиков. Виктор Талалихин ринулся наперерез врагу на юрком «Ястребке», но немецкий "Хейнкель-111" уклонился от лобового столкновения. Талалихин продолжил преследование, он атаковал врага снова и снова, но тут кончились боеприпасы. Пилот принял решение: "Иду на таран!" Виктор подобрался сзади к "Хейнкелю", чтобы ударить винтом по хвосту и... правую руку обожгло огнём: немец ударил из пулемёта. Ранение не остановило лётчика: всю тяжесть своей машины он обрушил на вражеский самолет. "Ястребок" перевернулся вверх колесами, но раненый Талалихин смог выпрыгнуть с парашютом. Он успел заметить, как взорвался в воздухе протараненный им "Хейнкель" и рухнул вниз. Уже на следующий день Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Через два месяца после знаменитого тарана летчик геройски погиб. Его истребитель вылетел на прикрытие наших войск к западу от Москвы. Неожиданно из облаков вынырнула эскадрилья «Мессершмиттов» и открыла огонь по самолету Талалихина. Пулемётными  очередями была прошита кабина истребителя. Летчик был тяжело ранен в голову и вскоре чёрный столб дыма отметил место падения его машины...
Иван Леонов
Иван ЛеоновО безногом летчике Алексее Маресьеве, благодаря писателю Борису Полевому и его «Повести о настоящем человеке» знает вся страна. Но, оказывается, в истории советской авиации был еще более удивительный случай: боевые вылеты совершал летчик, не имевший руки! Этот человек — Иван Леонов. Судьба его уникальна, а имя занесено в книгу рекордов Гиннеса.
Лето 1943 года. Курская битва… Во время одного из воздушных боев Леонова из-за облаков неожиданно вынырнула шестерка истребителей с крестами. По кабине «Лавочкина» ударил свинцовый град. Резкая боль пронзила левое плечо летчика, рука повисла плетью. «Ла-5» свалился в штопор. Теряя сознание, летчик дернул кольцо парашюта. Затем – медсанбат и ампутация левой руки по самое плечо. Поделись картинкой с друзьями
После выздоровления Иван отказался от инвалидности, вернулся в армию, но постоянно думал о возвращении в небо. На самолетах тех времен левая рука пилота работала только с рычагом газа. Леонов смастерил себе наплечник, подсоединяющийся к ручке газа, достаточно было только дернуть плечом. С таким приспособлением Леонов транспортировал раненых и доставлял грузы в партизанские отряды.
Герой России Иван Леонов живет в Туле. Здоровья ему и долгих лет жизни!
Михаил Девятаев
Михаил ДевятаевМихаил Девятаев – летчик, сумевший совершить побег из ада немецкого плена на трофейном самолете. В воздушном бою летом 1944 года он был ранен, его самолет загорелся. Девятаев выбросился из объятого пламенем самолета... и оказался в плену. Сначала - Лодзинский лагерь военнопленных, неудачный побег, концлагерь Заксенхаузен, голод, пытки, издевательства. И, наконец, — таинственный остров Узедон в Балтийском море, где на полигоне производилось и испытывалось секретное оружие третьего рейха – знаменитые ракеты Фау-1 и  Фау-2. Узники Узедона, выполняющие черновые работы на полигоне — это фактически приговоренные к смерти.
Бежать с острова на самолете Девятаев решил  сразу же. Осталось подобрать команду надежных людей - таких набралось десять человек. Утром 8 февраля 1945 года будущие беглецы оказались вместе в двух рабочих бригадах, убили заточкой конвоира. Девятаев прыгнул на место пилота «Хейнкеля», попытался завести моторы … - тишина, оказывается, у машины не было аккумулятора! Каждая минута промедления  грозила смертью, поэтому действовали молниеносно. Всего за пять минут нашли тележку с аккумулятором и, наконец, завели мотор!
Машина разгоняется и... чуть не падает с обрыва в море. Даже на самой максимальной скорости она никак не идет вверх - мешают триммеры руля, установленные в режиме "на посадку". С помощью товарищей Девятаев все-таки смог вытянуть штурвал на себя, самолет оторвался от земли и стал быстро удаляться от злосчастного острова. Казалось, долгожданный побег совершен, впереди родная земля. Но на хвост сел немецкий истребитель. Он выпустил в сторону "Хейнкеля" несколько пулеметных очередей, но потом отстал: то ли  у него кончилось топливо, то ли боеприпасы. Девятаев сориентировался по солнцу и вскоре приблизился к линии фронта, где по ним открыли огонь советские зенитки. Пришлось посадить самолет в поле, но, это уже была своя земля.
Первое время бывшие пленные допрашивались в НКВД несколько раз за день.  Ситуацию спас знаменитый конструктор Сергей Королев: ознакомившись с "начинкой" и документацией "Хейнкеля", он пришел в восторг. Оказалось, что Девятаеву попался именно тот самолет, в котором была установлена специальная радиоаппаратура для запуска чудо-ракет. Добытые сведения помогли советским конструкторам самим создать первые баллистические ракеты, а затем и реализовать космическую программу. Михаилу Девятаеву присвоено звание Героя Советского Союза.
Мы знаем, мы помним, мы гордимся!
Чухарева И.Г., зав. отделом организации досуга детей и подростков ЦДБ

Комментариев нет:

Отправить комментарий